lonesomehappy

Category:

Пост о культуре сетевого общения. Очень длинный. Вы ниасилите.

Ничего нового, пожалуй, не скажу, на ИПИ* не претендую, но и молчать об этом нету больше моих сил.

Каждый сетевой спор со всеми его вытекающими всегда происходит по одному и тому же сценарию:
Высказанное мнение — возражение — возмущение возражением — доводы обеих стороны — несогласие обеих сторон с высказанными доводами — возмущение непониманием — переход на личности — срач. Последовательность пунктов разная.

Иногда за этим следует попытка наладить диалог, но чаще все просто переругиваются до тех пор, пока кому-то не надоест. Сливаются из таких срачей разными способами: применяют троллинг, уводят разговор в сторону, просят прощения, взаимно извиняют, призывают к примирению. Тут уж кому на что воспитания и терпения хватает. 

При этом собеседники лишены того немаловажного фактора, который в реальной жизни помогает не вцепиться друг другу в глотки — вербальности.

В реальной жизни у нас есть интонации, жесты, мимика, общая для собеседников обстановка, общее время суток и общее окружение в момент спора, в общем, масса всяких факторов. Это упрощает наше общение в реальности, но и усложняет его.
Почему упрощает — понятно.
Усложняет — ну, например, потому, что кто-то стеснительный, кто-то заикается, кто-то боится толпы, кто-то не умеет быстро формулировать, кто-то сразу зеркалит собеседника и ему это мешает, кто-то закрывается, кто-то впадает в ступор — можно бесконечно продолжать.

Точно так же отсутствие вербальности и усложняет, и, в то же время, упрощает общение в сети. 

Нам очень трудно договариваться. Мы говорим с нашими внутренними голосами, отвечаем на незаданные вопросы, путаем друг друга и себя, мешаем друг другу и себе выражать мысли и доносить их друг до друга.

Что делать?
Для начала, перестать пытаться вести себя в сетевых беседах так же, как мы ведем себя в реальной жизни.  

Это принципиально разные способы общения и нельзя просто взять и перенести разговор из реальности в онлайн и наоборот. Людям, изначально разделяющим письменную и устную речь это понятно сразу, прочим надо пояснять. 

Размышления об этом снова и снова возвращают меня к вопросу о культуре сетевого общения. Она у нас воспитывается стихийно, имеет весьма хаотичную структуру и далека от совершенства. В общем-то, никто толком не понимает, как правильно, и действует в рамках собственных представлений об этикете.

Нам определенно нужен набор правил сетевого этикета.

Немного истории:

Когда-то мне довелось преподавать деловой этикет на курсах менеджеров по персоналу — был в моей профессиональной деятельности такой странный, но полезный опыт. Где учат преподавателей делового этикета и дают дипломы за постижение этой науки, мне было неведомо, поэтому я собрала всю информацию, какую только сумела найти, накупила книг и систематизировала материал в единую систему лекций.

Ну, а потом, как могла, доносила до слушателей курса представления о том, что такое этикет вообще, кто его придумал, зачем он нужен, какой бывает, с чем его носят и едят, где им пользуются и кто без него работать не может.

Про деловую переписку там тоже было, а от себя я добавила и про переписку по электронной почте. Увы, это были досетевые времена, когда люди общались исключительно в мессенджерах типа «аськи» и писали другу письма по электронке. Блаженные нулевые...

Неизбежное сейчас:

Сейчас все пишут всем. Любой человек, вне зависимости от его социального положения, умственных способностей, интеллекта, эрудиции, профессии, жизненного опыта и грамотности может высказаться на весь мир и мир его прочтет (или увидит, если тот запишет себя на видео, но это уже другая история). Хорошо ли это — баааальшой вопрос.
С одной стороны — да, потому что у нас свобода, демократия, открытость, доверие и равные возможности.
С другой — почему всем этим дуракам разрешили открывать рот и когда уже, наконец, запретят?

Любой человек может оставить комментарий под моим текстом, если только я не запрещу делать этого на моей странице. И никто не запретит постороннему прокомментировать мой комментарий в публичных пабликах.

Кое-где в пабликах, общих чатах и на форумах уже научились формулировать правила поведения, за нарушения которых выдают предупреждения и баны. Это правильно, но это всего лишь методы ограждения от неадекватов и хамов, на которых у админов просто нет времени и сил. Проще забанить.

Но, увы, баны и предупреждения не работают, например, в переписках под постами друзей. Забанить-то можно, но какой в этом смысл, если все друзья попросту переругаются?
Опять же, если люди формально не нарушают правил, не матерятся, не оскорбляют друг друга, но все равно договориться не могут — как тогда? 

Лично мне проблема видится в том, что в головах людей нет представлений о той самой культуре сетевого общения, общей и единой для всех. По сути, я говорю о наборе правил сетевого этикета.

И еще немного истории:

В свое время люди договорились о правилах поведения в обществе. Приняли это за необходимость и стали использовать.
Приветствия. Прощания. Пожелания здоровья. Поздравления с памятными датами. Соболезнования. Выражение почтения к пожилым. Сдержанность в проявлении эмоций.  И так далее, с поправкой на континент/язык/местную культуру/эпоху и т.д. Не буду углубляться.
Всех проблем это, разумеется, эта договоренность не решила, но жизнь общества, в целом, определенно облегчила. 

Ясное дело, нашлись противники, поборники, отрицатели, бунтари и прочие недовольные — они до сих пор есть, никуда не денешься. Они тоже нужны, хотя бы как противовес общественному мнению. Вроде щуки в озере, чтоб караси не дремали.
Такие граждане упорно доказывают тебе, что вежливость равна лживости, что лучше честный грубиян, чем вежливый подлец, что вежливость лишь маска для мерзавцев и что Интернет прекрасен как раз тем, что можно с чистой совестью отказаться от общепринятых норм и правил и «быть самим собой». 

Как будто потребность «быть самим собой» непременно означает необходимость вытащить из своей натуры все самое неприятное, злобное и уродливое.  

Так что сейчас-то делать?!

Взять на себя труд выработать эти правила, внедрить и пользоваться.

Возможно даже на государственном уровне. Возможно даже, начинать надо со школ. Я серьезно. Сидеть и ждать, пока правила сами себя сформулируют, конечно, можно, и лет через двадцать это, скорее всего, произойдет, но я вот ждать не хочу. Я бы начала прямо сейчас.

Поясню: «правила этикета» НЕ РАВНО «вежливость». Вежливость — всего лишь одно из проявлений этикета, но я говорю сейчас не о ней. Ее-то мы, с грехом пополам, даже в сети уже освоили. Но я о другом.
Я говорю о том наборе правил, знакомство с которым позволит даже  человеку, у которого и с формулировками не очень, и эрудиция хромает, не только донести мысль до собеседника, не оскорбив его при этом, но и ответно догадаться о том, что имел в виду собеседник, и сообразить, что тот не хотел его обидеть.

Мне это видится выходом. Выходом в тот самый коридорчик, который уведет нас всех в сторону от попадания в мясорубку энтропии и сделает нашу жизнь немного светлее.
Ну, может, не всех уведет, но хоть кого-нибудь. Всех, как известно, не спасти. Но этот Боливар свезет еще парочку, я уверена.

Кое-какие идеи по наполнению этого свода правил у меня есть, но это уже тема для отдельного поста.

Обсудим?

*ИПИ — истина в последней инстанции (абревиатура моя))

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded