Category:

Тобол, монгол, и хомячок в Лапсях.

Попробую сразу про оба два фильма.

Вчера посмотрели намоленный отзывами «Тобол». История про него для меня началась задолго до выхода фильма. Сначала мои друзья восторгались книгой и друг другу передавали, советовали и в соцсетях широко рекламировали. Я друзьям доверяю, но книга мне в руки так и не попала. Поэтому и взор мой на эту экранную историю был незамутненным. 

А незадолго до этого кое-кто из моих друзей весьма советовал отечественный сериал «Лапси». Сериал мы посмотрели, после чего поняли, почему его рекламировали именно друзья-ролевики. 

И вот сегодня, по итогу просмотра двух не особенно, кстати, разрекламированных русских фильмов, я стала думать, что же не так с отечественным кино. Фильмы эти абсолютно разные и по жанру, и по качеству съемки и вложенных денег, но есть в них что-то неуловимое, что объединяет и портит восприятие. И нет, это не отсутствие перевода))

Осторожно, спойлеры!

Итак, начнем в хронологическом порядке, с «Лапси».

Сериал фантастический, повествует о загадочном острове в Карельских болотах, где обитают бессмертные люди, тщательно оберегающие свою тайну. В сериале почти нет спецэффектов, совсем нет батальных сцен, зато много серых и голубых фильтров, диалогов фейс ту фейс, внезапных поворотов сюжета и загадок. Сериал можно было назвать достойным внимания, кабы не портили его ровно три вещи:

1. Чудовищная дикция актеров! Серьезно, это просто ужасно. Они глотают даже не звуки или слоги, а целые слова! Во рту у них каша, выплевываемая в зрителя, зачастую, шепотом. Я постоянно переспрашивала Алекса: — А что он сказал? А что она ответила? Алекс иногда разбирал, а иногда и нет — приходилось отматывать назад или догадываться.

2. Общая затянутость при наполненности событиями, никак не влияющими на общий сюжет и не ведущими к разгадке главной тайны. У нас к восьмой серии сложилось стойкое ощущение, что мы смотрим фильм про ролевую игру на базе. Все стандартно: общая численность около 50 человек, неподходящие к тематике интерьеры, на которые приходится закрывать глаза. Имеются заметные динамические весы,  из-за которых провисы чередуются с мега-кипешем. Игроки шатаются между корпусами, не всегда понимая, чем они собственно заняты. Холод собачий, вокруг зимний лес, но никто не озабочен отоплением и даже двери ленятся закрывать — все просто терпят и одевают на себя все потеплее. Странные вбросы от мастеров, которым показалось, что игроки заскучали и пора бы кого-нибудь взорвать или устроить землетряс с голодовкой, а у них как раз скучает «неиспользованная карточка убийства случайного перса». Не всегда логичные модели и весьма странная концовка, слегка притянутая за уши.

3. Общая картонность персонажей, даже и главных. Казалось бы, и предыстория какая-то имеется, и развитие, но, в целом, все равно кажется, что игрокам выдали загруз и они, как могут, пытаются соответствовать, но загрузы слабенькие и вытянуть из них глубину образа никак не выходит, а еще игроки все время пытаются выйти за рамки этого загруза и действовать, исходя из логики событий, потому что предыстория ну вот никак не вяжется с тем, что вокруг происходит и неясно, причем тут она вообще. Ну, знаете, как это бывает? В загрузе написано: «у тебя был старший брат, он трагически погиб и ты по нему всячески скорбишь и тоскуешь». Оооок, и тут я попал в экстремальную ситуацию, пытаюсь и морды бить, и тайны разгадывать, и чтоб самому не сдохнуть, а потом такой: бляяяя, старший брат! Все бросил, побежал в бар, заказал выпивку в середине дня, сел, сделал грустное лицо — горюю. Сверился с часами: ага, вроде достаточно отыграл тоску по брату, побегу в лабораторию, там без меня опыт начали! И вот так весь фильм.

Смотреть или нет — решайте сами. Ролевикам должно быть забавно, кому-то. возможно, он даже напомнит старый добрый ланг по рассказу Стругацких «Пять ложечек эликсира»,  но удивить ролевиков сериал вряд ли чем-то сможет. Остальным — не знаю. Наверное, необычно будет, гляньте. По крайней мере, там нет супер-модных актеров, встречаются интересные лица, и кое-кто даже старается играть. Хотяяяя...

«Тобол».

Вы знаете, сначала я даже обрадовалась. 

Мне понравилось, что в фильме много новых лиц, немногие примелькавшиеся актеры хорошо загримированы, так что прям смотришь и дивишься: не узнать — кто же это такой, в роли Петра Первого, а?!

Мне понравилось, что все батальные сцены сняты без осточертевшего и набившего оскомину эффекта слоу мо (нуу, почти все, скажем так). И вообще драки весьма неплохи.

Мне понравилось, что актеры четко и внятно говорят, и даже, в целом, попадают в стилистику эпохи (по крайней мере, их речь не так режет ухо, как во многих других псевдо-исторических фильмах). 

Мне понравились костюмы и декорации — они не вызывали ощущения лубка и дешевки. Хотя мы успели обсудить, что советским историческим фильмам мы прощали куда более серьезные косяки и в костюмах, и в декорациях, и в массовке — почему-то в старых фильмах на это хочется закрыть  глаза, а в современных хочется придраться к любой мелочи. Может, потому что в современном кино нет ничего, что отвлекало бы от этих косяков?

А вот, что мне не понравилось:

Сюжет. Я не читала книгу, но у меня стойкое ощущение, что ее порядком покромсали, выкинув все, что только можно, и оставив крохи, лишь бы зритель получил общее представление о сюжете и хронологии. Экономили что ли? Или сценарист работал впопыхах? Сляпано будто на коленке. В фильме полно сцен, которые ничего не говорят нам о героях или сюжетных линиях, зато выкинуты целые года, в течение которых, очевидно, ну вот совсем ничего не происходит. Мельком упоминаются важные события, а о некоторых и вовсе остается только догадываться. При этом некоторые сцены неплохо было бы и сократить, причем, без всякого ущерба для фильма.

Мне не понравился подход к батальным сценам, при котором одни  — прекрасно сняты и поставлены, а другие — ну будто комедийное шоу смотришь! Чего стоят одни только джунгары на батутах из шкур, скачущие выше стен крепости! Бррр! Как это развидеть? Мы серьезное кино смотрим или чо? Вообще эти джунгарские ниндзя-хомячки не вызывали ничего, кроме приступов хохота — зачем это было нужно?! Чтоб зритель поржал? 

Мне не понравились главные герои. Ни один! Кроме купца Ремизова, (сыгранного немолодым и явно более профессиональным актером) никто из персонажей не симпатичен и не вызывает ни сочувствия, ни сопереживания. Ни оба красавчика — наш Иван и швед Йохан, ни их бабы (хотя немка очень миленькая), ни даже героически погибший мальчик Петя — очень уж он шаблонный и картонный получился... Остальных персонажей вообще трудно запомнить, они будто все на одно лицо. Не знаю, в чем тут дело — актеры ли плохо играли, сценарий ли такой, что персонажи лишились характеров и превратились в кукол...

И вот знаете что не понравилось мне больше всего? В обоих этих фильмах, между прочим. Больше всего меня расстраивает то, что никаких — ну вот абсолютно никаких эмоций не вызывают эти фильмы. Закончились — выключил и забыл. Сразу же! Не хочется задумываться о судьбе России, о трагически погибших защитниках крепости, о сложности выбора между бессмертием и любовью к людям... Не хочется! 

Поэтому я сейчас и пишу, после вчерашнего просмотра. Ибо к завтрему забуду. Напрочь! Лапсей вот уже почти забыла. А жаль.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded