Happy (lonesomehappy) wrote,
Happy
lonesomehappy

Categories:

Декрет - это время подумать, говорили они... Возможность открыть новые творческие пути, говорили они

Сижу вот, собираю свои мозги, разбрызганные по стенам. Полчаса ора на низких частотах - это примерно как взрыв, так что неудивительно.
После такого не остается ни одной целой мысли, шум в ушах и головная боль.
Чтобы написать эти три предложения мне, между прочим, понадобилось почти десять минут и немалые усилия для концентрации внимания. Или по концентрации? Усилия они вообще для чего-то или над чем-то? Или о чем-то? Или в области чего-то? Или как вообще? Пристрелите меня.
Серьезно, я решительно не гожусь больше для написания текстов.
Вчера я пересматривала свои альбомы из путешествия по Италии и Франции. Они у меня в ВК лежат и каждая фотография имеет подпись, а все вместе они складываются в единый текст. Я читала и смеялась, потому что, блять, это было смешно! Это было круто! Я прям, сцуко, жгла! И даже теперь я понимаю, что это была не вершина моих творческих способностей, а рядовой текст, каковые я могла строчить пачками.
А сейчас я не могу смешно. Я даже правильно не могу. Полное ощущение собственной никчемности и бессмысленности всех прилагаемых усилий.
О. Они прилагаются. Прикладываются то есть. Или как? Значит "усилия к концентрации внимания"? Нет. Опять хрень какая-то...
"Она взяла себя в руки и села за стол" - еще недавно для меня была очевидна невозможность подобной фразы, а сейчас я допускаю мысль, что могла бы написать и такое.
Вообще-то я хотела поговорить о книгах.
Я читала все эти месяцы с телефона. Читала все, что раньше откладывала на будущее, набивая голову фэнтэзи, современной русской и зарубежной литературой, всякими там ирвингами уэлшами и чаками паланиками...
Я читала Аксенова, Трифонова, Астафьева, Рыбакова, Шукшина, Тополя, Лимонова, Распутина и - о чудо, о радость и счастье мое - Германа.
Я поняла, что вся литература периода СССР и немножко еще после него, делится для меня на две части, которые я условно поименовала для себя "советской" и "несоветской".
Печальнее всего, что одни и те же авторы умудрялись, оказывается, в разные периоды своего творчества побыть на обеих сторонах этой медали.
Так, например, Анатолий Рыбаков, который всегда был для меня "советским" (в кавычках - потому что это мое определение "советскости") писателем, вдруг зачем-то написал "Детей Арбата". Зачем он это сделал? Так все было хорошо! Были "Кортик" и "Бронзовая птица", были "Каникулы Кроша" и "Тяжелый песок", и еще много всякого. А потом вдруг ЭТО. Я столького ждала от этой книги, что даже сериал смотреть не стала, чтобы не портить себе впечатление. А прочитала и сидела - хлопала глазами, недоумевая: как так-то? Какогочутьбылонесказалахуя?
Что это значит, черт побери? У автора крыша поехала что ли, на старости лет?
Причем, как я теперь понимаю, любовная линия романа была бессовестно содрана с Германовской трилогии, даже имя героини - Варя - он не удосужился поменять. И не постеснялся повторить все вехи этой линии, вот только в финале обоих героев угробил, видимо, Герману назло.
Но это я забегаю вперед. Сначала о "советских" и "несоветских". Знаете, есть такие книги, после которых хочется сдохнуть. Вот просто лечь и сдохнуть, потому что - ну а как? Зачем жить в таком поганом и мерзком мире, где все люди сволочи, где немногих хороших непременно убью-посадят-победят, где зло сильнее, где каждая хорошая и добрая мысль, идея, поступок человеческий - обязательно имеют под собой преступное, гнилое, подлое и злое начало.
В таких книгах все, что происходило в Советском Союзе хорошего - было сделано руками тех, кого уничтожили, загнобили, посадили, а плоды трудов их развеяны по ветру, забыты и заброшены. Все злодеи здравствуют, все красавицы изнасилованы и превращены в чудовищ, все, кто хоть чего-то добился - непременно наступают на горло своей чести и совести, а все, кто стоит у власти - непременно или подлецы и негодяи, или становятся таковыми. Сама идея светлого чистого и прекрасного далёка - гнусная выдумка злобных подонков, а все, кто в нее верят - непроходимые кретины, тупицы и жалкие создания, обреченные или на смерть, или на трусость и предательство. Это книги писателей, которых я называю "несоветскими".
Это все - о книгах Аксенова, Астафьева, Лимонова, Тополя, Шукшина и Трифонова. И, как выяснилось, об одной из книг Рыбакова. Шукшин и Астафьев не писали о политике, но такой тоской веет со страниц их книг, что хоть и читаешь запоем, а после все равно хочется накрыть голову подушкой и больше никогда не вставать с кровати. Очень страшные это книги. А вот книги Солженицына, кстати, нет. Хотя уж кто-кто, а уж он-то признанный антисоветчик. А вот после его книг сдохнуть не хочется. И повесится в сарае от общей безысходности - тоже. Хотя казалось бы.
Но есть такие писатели, от книг которых хочется жить. И не просто жить, а идти с высоко поднятой головой, смотреть на небо и смотреть в даль и видеть рядом с собой величие человеческого духа, ощутить в себе способность совершать подвиги во имя жизни, во имя мира во всем мире, во имя справедливости и правды. Хочется вставать по утрам, потому что жизнь прекрасна, несмотря ни на что.
Это книги Юрия Германа, Распутина, раннего Рыбакова. Это Стругацкие и - как ни странно - Солженицын.
Самым большим откровением стал для меня Юрий Герман.
Вы, наверное, смотрели старый такой фильм с Алексеем Баталовым - "Дорогой мой человек"? Если не смотрели, то наверняка слышали.
Советский врач на фронте, любимая девушка, послевоенное больничное сражение с бюрократами и эгоистами-мещанами - вотэтовотвсе.
Так вот я вам открою тайну: этот фильм снят по книге, которая имеет к фильму столь малое отношение, что фильм даже не стоит смотреть. Ну, разве если только вы очень любите Баталова.
Мое открытие, и я им с вами делюсь - это трилогия Юрия Германа: "Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек" и "Я отвечаю за все". Последнюю книгу я еще не читала и вообще узнала о ней только что, когда лазила по Википедии в поисках года написания первых двух.
Это самое светлое, прекрасное, доброе и чистое, что я читала за многие-многие годы... Потому что Стругацкие, Рыбаков и Солженицын со мной уже очень давно, а вот Германа я открыла для себя впервые. В чем-то его герои похожи на героев Олега Куваева, по книге которого был снят потрясающий фильм "Территория" (если еще не видели - скачайте немедленно и посмотрите), жаль, что эту трилогию вряд ли когда-нибудь экранизируют (и слава богу, а то все равно только испортят).
И, если вы любите советские книги так же, как люблю их я, то вам наверняка понравится.
На днях мы еще очень кстати посмотрели фильм "Время первых" - вот это из той же серии. Никакой пошлости, никаких уступок слабостям и недостаткам, которые так любят делать своим героям современные "несоветские" авторы. Подлость есть подлость, предательство есть предательство, веревка есть вервие простое и никакой слабостью нельзя оправдать сделанную гадость. Простить - можно, понять - нет.
Только так и надо жить, но не у всех получается.
Грустнее всего то, что в современном нашем с вами мире человеку можно и разрешено практически все.
Стоит ли удивляться, что предательство друга для остальных твоих друзей и приятелей выглядит обычным делом, не стоящим того, чтобы рвать с ним удобные и взаимовыгодные отношения.
Что подлость коллеги выглядит нормой в глазах всего коллектива.
Что гнусное поведение незнакомого водителя на дороге воспринимается как лихость и заслуживает поощрения.
Что донос и наушничество стали естественными поступками на школьной скамье и никого не удивляет избиение толпой одного - а чотакова-то?
Мы перестали читать хорошие книги и перестали себя вести так, как подобает человеку в 21 веке. Люди крестят своих детей и уверяют себя, что "бог есть любовь", забывая, что девять веков христианской Руси не сделали ее ни добрее, ни человечнее, ни честнее.
Как-то даже неприлично стало говорить вслух, что ты веришь не в бога, а в собственную совесть, как будто без веры в бога человек не в состоянии запомнить, что хорошо, а что плохо. А вот читаешь того же Германа и понимаешь, что не все еще потеряно, что можно ведь и так, и как это здорово, что не ты один это понимаешь!
Удивительно прекрасное чувство единения человеческих душ. Без всякой религиозной составляющей, заметьте.
Одним словом, читайте хорошие книги, друзья мои, и будет вам щастье.
Многа-многа... Щастья.
А мне пора проведать малыша, который наорался и крепко спит вот уже второй час, встречать Алекса с работы и снова вспоминать, что декрет - это время для переосмысления своего жизненного пути. И как-то учиться заново слова в предложения составлять, чтоле...
Такие дела.
Tags: вдохновенческое, великий и могучий, все люди как люди, литературное, разговор о
Subscribe

  • Говорить и говорить

    Интересный парадокс. С одной стороны — очень хочется живого человеческого общения с настоящими живыми друзьями. Ну, то есть не в переписке, не по…

  • (no subject)

    Судя по отчетам ЖЖ в моей почте, в прежние годы я писала чаще, злее и веселее. Некоторые посты из старенького я и вовсе не узнаю: кто писал? Я…

  • Надо бы поработать...

    Но невозможно же. По квартире шебуршит хомяк. Вечером я покажу его доктору, к которому придется ехать через полгорода, но зато, если доктор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments

  • Говорить и говорить

    Интересный парадокс. С одной стороны — очень хочется живого человеческого общения с настоящими живыми друзьями. Ну, то есть не в переписке, не по…

  • (no subject)

    Судя по отчетам ЖЖ в моей почте, в прежние годы я писала чаще, злее и веселее. Некоторые посты из старенького я и вовсе не узнаю: кто писал? Я…

  • Надо бы поработать...

    Но невозможно же. По квартире шебуршит хомяк. Вечером я покажу его доктору, к которому придется ехать через полгорода, но зато, если доктор…