Happy (lonesomehappy) wrote,
Happy
lonesomehappy

Categories:

Можно ли называть семейное насилие - родовым?

Вынесу-ка я этот свой комментарий в отдельный пост.
Вот тут у Бро обсуждают жуткий случай. Мужик пнул свою только что родившую жену в живот, отправив ее на больничную койку минимум на месяц, с возможными тяжелыми последствиями для ее здоровья.
Чудовищно? Само по себе да.
Но и обычно. Что, впрочем, не менее чудовищно.
А я как раз на выходных на даче перечитывала Горького (дача - вообще отличное место для перечитывания классики).
И вот читаю я повесть "Детство". Вы когда-нибудь задумывались, насколько это страшная книга? Да Кинг нервно курит в сторонке! Одно описание раздавленного умирающего человека, за смертью которого наблюдает маленький ребенок, может спокойно заткнуть за пояс описание любого монстра, пожирающего какого-нибудь неглавного героя.
Я этой книги, надо сказать, совершенно не помню, последний раз читала в пятом классе, если не раньше, и все, что я оттуда вынесла - это как мальчик скатерть покрасил, а его за это дед запорол до потери сознания. И мне всегда казалось, что это книга, в первую очередь, о насилии над детьми, о жестоком обращении с ними, о том, как в царской России обижали детей, в общем. В моем детстве меня занимал именно этот факт, я очень переживала за детей и любимыми моими книжками тогда были "Без семьи", "Динка", "Маленький оборвыш", "Оливер Твист", Крапивин, в общем, все, что описывало борьбу за справедливость и доброе отношение к детям.
А сейчас я перечитала "Детство" и поняла: это книга о насилии вообще. Друг над другом. И, в немалой степени, над женщинами. Потому что абсолютно ВСЕХ женщин в этой книге бьют смертным боем. Бьют по ночам, завернув в одеяло, чтоб не слышно было криков, бьют на глазах у детей, беременных ногами в живот и по лицу, бьют пожилых, некоторых забивают насмерть.
Причем, это же не художественный вымысел, это автобиографическое произведение, то есть это не больная фантазия, как у, скажем, Сорокина. Это реальность, в которой росли целые поколения мужчин. И далеко не у всех подобные сцены вызывали желание схватить нож и кинуться на отчима, который бьет мать. Большинство вырастали и становились точно такими же.
Это даже не примере героев книги можно наблюдать:
дед всю жизнь избивал бабушку, его сыновья лупят своих жен, один забивает жену до смерти, второй бьет беременную и она умирает родами. Единственная дочь удачно выходит замуж за человека, который категорически против насилия, ей удается прожить с ним несколько лет в любви и согласии и вырастить сына лет примерно до 3-4 (т.е. у ребенка успело произойти формирование личности). После этого ребенок попадает в среду, где насилие воспринимается как должное и его это возмущает (что нормально). Его мать при этом, попав обратно в эту среду, идет уже по пути своих родственников, выходит замуж за человека, который бьет ее беременную, создавая ей невыносимые условия для жизни, и в итоге она умирает от чахотки.
И что обо всем этом думает бабушка, самая мудрая женщина в книге? На вопрос внука о том, почему же она не сопротивлялась мужу, она отвечает: "за его грехи с него господь спросит, а мне назначено терпеть".
Задумайтесь, она вышла замуж в 14 лет. Родила 18 детей. Похоронила 15. Смирилась с этим только потому, что искренне верила: всех умерших детей господь забрал к себе в ангелы. Вырастила троих. Двое сыновей выросли зверями, которые били друг друга, делили отцовское наследство при живом отце, били-убивали жен, били детей. Дочь поначалу смогла вырваться из этого адского круга, но в итоге все равно в него вернулась. И всю жизнь глава семейства бил свою жену, морил голодом, таскал за волосы.
Не сойти с ума в этом аду можно было только приняв позицию "так господь повелел". И приняв эту позицию, женщина сумела не только дожить до старости, не рехнувшись, но и обрести некую жизненную мудрость, незлобивость, неслыханное терпение и даже способность относиться к происходящему вокруг с долей юмора.
Согласитесь, было бы странно, если бы малограмотная бедная религиозная женщина из российской провинции середины 19 века, вдруг бы стала эмансипированной феминисткой, борющейся за свои права... А таких ведь было подавляющее большинство, и все принимали позицию "нам наказано терпеть, а с мужа господь спросит". Деваться было некуда.
Общество не давало возможности выбрать другую.
Но эта позиция тянет за собой целые поколения семейных насильников.
Собственно, к чему я это: семейное насилие действительно - семейное. Оно идет от дедушек к отцам, от отцов к детям и это бесконечный процесс. Он сам по себе не прекратится. Его надо останавливать искусственно, вмешиваясь в него. А если просто смотреть и вздыхать, то он не кончится никогда.
Поэтому у меня, например, просто крышу сносит, когда я вижу нечто подобное. Если вижу, как мужчина бьет женщину, я готова взять сковородку и проломить ему башку. Не насмерть, но чтоб проснулся и увидел, что он уже не в 19 веке.
Однажды пришлось вмешаться в такую историю всерьез. Ходил к нам в центр один такой любитель чесать кулаки об свою бабу. Баба там была, конечно, полная дура - зачем-то родила от него нежеланного ребенка, хотела оставить в роддоме, но он убедил забрать, а потом начал пить, драться, она сбегала от него, бросив сына... Оба, в общем, хороши, но это, конечно, не повод бить женщину.
Мы с ним довольно успешно вели работу, но потом вмешалась наша начальница и велела "отказать ему от дома", дескать, не наш клиент. Ну он и пропал. Не знаю, чем там у них дело кончилось, но знаю, что баба его сбежала, а ребенка у них еще до этого забрала опека. Наши махнули рукой, а я вот до сих пор не могу забыть эту семейку...
Так что я сказать-то хочу: нельзя, невозможно молча на это все смотреть. Я считаю, что задача каждого из нас сделать все, чтобы подобные вещи не происходили. Нельзя отворачиваться, нельзя делать вид, что тебя это не касается. Нельзя махать рукой со словами: "ой, да все равно она его простит и он снова будет ее бить!". Да, простит. Да, будет бить. И это никогда не кончится, если нормальные люди это не остановят.
Как-то так.
Tags: бабы дуры не потому что дуры, делай добро и бросай его в воду, люди как люди, негатифф
Subscribe

  • Осень настала, холодно стало

    Очень хочу домой. В нашей квартире никогда не бывало так холодно в промежутках между окончанием тепла и включением отопления. Все-таки панелька и…

  • О границах

    Нет, не о государственных. В последнее время вокруг меня (не знаю, как у вас, но, по-моему, это повсеместное) сделалось очень модным говорить о…

  • Вот мы и дома

    Ну, как дома... Вообще не дома. Прямо с поезда поехали в Сосновый Бор, к маме. И у нас тут прям комбо всевозможных проблем. А все потому, что одна…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Осень настала, холодно стало

    Очень хочу домой. В нашей квартире никогда не бывало так холодно в промежутках между окончанием тепла и включением отопления. Все-таки панелька и…

  • О границах

    Нет, не о государственных. В последнее время вокруг меня (не знаю, как у вас, но, по-моему, это повсеместное) сделалось очень модным говорить о…

  • Вот мы и дома

    Ну, как дома... Вообще не дома. Прямо с поезда поехали в Сосновый Бор, к маме. И у нас тут прям комбо всевозможных проблем. А все потому, что одна…