Happy (lonesomehappy) wrote,
Happy
lonesomehappy

Category:

Поговорить о литературе чтоле...

А что еще делать на работе в последний рабочий час перед началом длинных алкогольных веселых выходных?..
В общем, я прочитала "Духлесс"..
Я тормоз, да. Запоздала на несколько лет.
О книге я только слышала, фильм тоже так и не посмотрела, поэтому, скачав ее наконец, сознательно не стала читать никаких рецензий и отзывов. Ну, чтобы сохранить свежесть впечатлений, тыкскыть. Нну.
Главный герой мне сделался немного симпатичен только в самом конце книги, да и то, совсем чуть-чуть. Богема, блин. Взгляд свыше на презренное быдло, ползающее, жрущее, пьющее и мечтающее только о деньгах и где бы чо украсть. Причем, это он не только про богатеньких завсегдатаев ночных московских клубешников, но вообще про всех. Это ж надо так ненавидеть людей, думалось мне на протяжении всего прочтения. Это ж надо так далеко уйти от всего симпатичного, доброго, отзывчивого, смешного, забавного, трогательного, что есть в человеке. Это ж надо так старательно вытравить из себя алкоголем, коксом и баблом все, что способно искренне радоваться жизни!
Люди вокруг такие, какими ты их видишь, так что неудивительно, что героя окружают одни мудаки. В общем, к концу книги героя мне стало жаль. Как Печорина, только поменьше. Тот хоть так не бухал...
Вот, кстати, про бухал: почему-то любая русская проза у нас неизбежно связана с алкогольным мировосприятием. Любой уважаемый автором герой непременно хлещет водяру (или дорогой вискарь/коньяк/текилу, в зависимости от сюжета и своего материального положения). Непьющий герой вызывает подозрения и напрочь лишен симпатии.
И тут мы плавно переходим к Захару Прилепину, рассказы которого я прочла вслед за минаевским "Духлесом". У Прилепина герой вообще не просыхает. Честно говоря, это уже начинает раздражать. Чего ж они все так синячат-то... А потом еще удивляются, почему мир такой неприветливый? Почему я вижу все вокруг как-то не так? А и правда, с чего бы?..
Из-за быстрого перехода от Минаева к Прилепину их герои в моей голове стали смешиваться и кое-где даже сливаться, поэтому периодически я ловила себя на некотором замешательстве: почему вдруг главный герой работает охранником в клубе, из которого он, обнюханный дорогущим коксом, только что уехал на дорогой тачке?
Про Прилепина я поняла главное: это такая Улицкая, только для мальчиков.
Интересно, кстати, было бы послушать мнение мужчин, читавших и того, и другую.
У Прилепина такая же тягучая, сладковатая проза, в которую ты погружаешься, как в сильно соленую воду - приятно, легко, но главное - не глотнуть и чтоб в глаза не попало. Потому что он все-таки не Улицкая, а писатели-мужики умеют делать очень неприятную штуку в своих книгах - внезапно делать читателю больно.
Это как любая игра у мальчишек - резкая, громкая, агрессивная, с наскоком: побежать, схватить, повалить, в шутку начать душить, выламывать руку, барахтаться и кувыркаться - им весело - девочки смотрят с опаской.
Так и с книгой: ты погрузился в нее, ты уже там, в мире автора, идешь рядом с ним, дышишь одним воздухом, он тебя поймал! И тут внезапно РРАЗ! Кто-то убивает щенка. Пинает котенка. Топит человека. Плюет в детскую коляску. Обижает любимую. Стреляет в спину.
И всегда это так резко и больно, как удар поддых расслабленному человеку.
И хочется скорее захлопнуть книгу и забыть-забыть-забыть, не было этого, не было! Фу-фу-фу, как неприятно! Если написано хорошо (а у Прилепина именно так), то тебе кажется, что это произошло с тобой. Вот прямо сейчас на твоих глазах жестоко убили собаку. В тебя плюнули. Тебя обидели. Тебе выстрелили в спину.
Девочки так никогда не делают. В книгах женщин беда и боль всегда приходит накатом, ты готов к ней, ты читаешь и чувствуешь - вот сейчас будет плохо, больно, трудно, обидно. И плохой конец, если он плохой, ожидаем и ощущается заранее, на интуитивном уровне. С ним легче примириться.
У мужчин он всегда резок как с размаху втыкаемый в стол нож.
Но зато мужчины умеют писать смешно. Очень. Дико смешно. Над некоторыми рассказами Прилепина я смеялась в голос, пугая кошек. Женщины так не могут. Они, бывает, пишут смешно, ты улыбаешься, наполняешься тихой радостью, но никогда не ржешь как конь.
Бывают исключения, конечно, типа Катечкиной, но эта проза - "мужская", она какбэ со значком "янь", у нее мужское начало и мужская энергетика. Но тут как с одеждой - девчонкам идут штаны, а мужикам платья - нет.
Так и Катечкиной легко прощается мальчишеская ржака в рассказах, а вот Прилепину я не могу простить его сентиментальности. А он временами бывает до отвращения сентиментален в описаниях любимых женщин и сыновей. Это неприятно. Это слишком по-женски.
А до Минаева и Прилепина у меня был Шаламов, с его "Колымскими рассказами". Так что я сейчас дочитываю Прилепина и на время завязываю с русскими мужиками-писателями 20 века. Надо будет скачать себе что-нибудь девчоночье, крепкое такое, доброе, но без лишней трогательности.
Что посоветуете?
Tags: искусство в массы, литературное, пазитифф, разговор о
Subscribe

  • В этот день 1 год назад

    Этот пост был опубликован 1 год назад! Год назад я написала о том, что закончила книгу по итогам поездки в Киров)) Хххха! Книгу я закончила сейчас!…

  • Пять минут тишины

    Отправила папу с сыном гулять, сама села работать (к пяти вечера, да, раньше было некогда), и внезапно закончила так быстро, что спина разрешила мне…

  • Ретроспектива

    Не пишу, и даже в инстаграм попыталась на неделю уйти в режим тишины. Но потом забыла об этом и пришлось вернуться. Переосмысливаю некоторые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments