Happy (lonesomehappy) wrote,
Happy
lonesomehappy

Categories:

Про школу.

Однажды меня спросили, почему, работая в школе, я не хочу вести уроки, ведь я же все-таки педагог по образованию. Я, конечно, на автомате ответила, что давно утратила пед.квалификацию и все позабыла, что при отсутствии пед.стажа и категории я могла бы рассчитывать только на очень низкую зарплату, и, наконец, что я вообще не люблю чужих детей. И все это правда.
Но теперь, поразмыслив, я прихожу к выводу, что дело совсем не в этом. Мне категорически не нравится система обучения литературе в нашей школе.
Вот сейчас будет сугубое ИМХО:
Предмет "чтение/литература" должен научить ребенка читать, показать ему, как прекрасен и разнообразен мир литературы, зачем вообще нужна литература, что она дает и как ее знание помогает человеку в жизни. ВСЁ. Это тот максимум целей, который реально достижим в ходе изучения школьного курса литературы. Большего не успеть. Больше и не нужно! Человек на выходе из школы должен уметь и любить читать. Все прочее - история литературы, теория литературы - все это нужно давать на спецкурсах, в ходе дополнительных занятий, наконец, это вообще может быть самостоятельным отдельным предметом. У нас же все шиворот-навыворот - на уроках детей насилуют анализом текста, художественными особенностями и лирическими мотивами в творчестве, критикой лит.произведений, всевозможными теоретическими литературоведческими знаниями, которые не только не позволяют ребенку успеть полюбить книгу, но напротив - отталкивают его от чтения.
Литература, в отличие от любой другой науки, тесно связана с мироощущением, мировосприятием, она плотно взаимодействует с историей, она сама идет в ногу с развитием общества, она же в большей степени формирует личность, потому что мы - это не только то, что мы едим, то и то, что мы читаем.
И что тогда может быть глупее, чем рассказывать семиклассникам о салтыково-щедринской сатире во времена царской России, когда они с трудом отличают первую мировую войну от революции и путают царя Александра с царем Николаем? За каким дьяволом нужны труды Белинского одиннадцатикласснице, которая собирается поступать в архитектурную академию? Лучше научите ее любить того самого Пушкина, о котором этот Белинский писал, а самого Белинского предложите почитать на спецкурсе по литературе, куда придет эта самая девочка, полюбив Пушкина! Разумеется, гениальный учитель умудряется привить детям любовь к книге даже в условиях нынешнего чудовищного стандарта, но давайте уже будем честными - сколько у нас гениальных учителей?
Что вы сами помните со своих уроков литературы?
Вас подружила с книгой средняя школа?

Лично о себе могу сказать, что мои лучшие воспоминания о школьных уроках литературы - это когда в пятом классе наш старенький учитель читал нам наизусть поэмы и пересказывал книги, которых в программе не было. А все классические произведения из школьной программы я прочитала целиком только в институте - интересно стало. В школе же меня раздражало, что вместо чтения и изучения прочитанного, разбора, обсуждения, вопросов-ответов - то есть именно того, чем хочется заниматься, прочитав интересную книгу, мы мусолили какой-то кусок текста, выискивая в нем то, что мне было или очевидно или совсем неинтересно, тратили на один рассказ или скучную поэму три урока, зато на действительно интересную книжку был отведен всего один урок или она и вовсе оставлялась на внеклассное чтение.
Не говоря уж о том, что для большинства моих одноклассников уроки литературы и вовсе представлялись каторгой, мутной, непонятной и ненужной.
Tags: вопросительное?, культур-мультур, не про работу, разговор о
Subscribe

  • Золотая осень на дворе, а наш двор так далеко...

    Единственный плюс происходящего — роскошные золотые и багряные клены за окнами. Вечерами их насквозь прорезает закатное солнце, листья становятся…

  • И, кстати, о себе

    Гости разъехались, сын пошел в сад, работу всю я сдала и пока не взялась за новую книгу, словом, есть немножко времени на себя. А тут я как раз…

  • Как сложилось, так и лежит

    Знаете, почему я пишу сейчас этот пост? Потому что мой преподаватель английского — ролевик. Казалось бы, где связь? А все просто: в выходные под…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Золотая осень на дворе, а наш двор так далеко...

    Единственный плюс происходящего — роскошные золотые и багряные клены за окнами. Вечерами их насквозь прорезает закатное солнце, листья становятся…

  • И, кстати, о себе

    Гости разъехались, сын пошел в сад, работу всю я сдала и пока не взялась за новую книгу, словом, есть немножко времени на себя. А тут я как раз…

  • Как сложилось, так и лежит

    Знаете, почему я пишу сейчас этот пост? Потому что мой преподаватель английского — ролевик. Казалось бы, где связь? А все просто: в выходные под…